ЛАКАН это:

, , -, , . , . , , . Его идеи оказали и продолжают оказывать существенное влияние на клиническую практику психоанализа, а также на психологию, философию, лингвистику, теорию кино и изобразительного искусства, литературную критику, феминистскую теорию. Лакан не считал свое учение философским, однако это не мешает философам исследовать систему лакановской мысли. Основная трудность исследования творчества Лакана заключается в том, что он был мыслителем, предпочитавшим излагать свое учение устно, поэтому в основном приходится иметь дело с записями его устных выступлений, в ходе которых он редко формулировал свои теории в концентрированной форме. За исключением своей диссертации по психиатрии , он не написал ни одной книги. Мысль Лакана развивается очень динамично, неминуемо порождая массу противоречий, однако наличие определенных незыблемых оснований позволяет рассматривать ее как целостную систему. Целью данной статьи является создание краткого аналитического обзора учения Лакана в контексте центральной для его творчества проблематики желания.

Лакан Жак."Значение фаллоса"

Причем в каждом из этих случаев речь идет не о наборе тех или иных симптомов, не о диагнозе, но о клинической структуре психики. Тремя структурами дело и ограничивается. Если Фрейд полагал, что невротика можно превратить в обычного несчастного человека, то для Лакана, невроз — структура, не подлежащая изменению; и цель психоаналитической работы — не устранение невроза, а изменение отношения субъекта к своему неврозу, себе самому, своей истории.

Две формы невроза — два экзистенциальных вопроса. Вопрос истерии относится к полоролевой идентичности:

И наконец, как и Спиноза, Лакан убежден в том, что истина играет структурирующую роль Вместо того, чтобы продолжать упорствовать в обессиливающем страхе перед 39 Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа.

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции .

На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом. Она призвана указать на то, что пространство человеческой субъективности конституируется в поле некоторой Абсолютной субъективности. Но одновременно он находит и нечто значительное у Декарта. Не только то, что сомнение обеспечивает силу разума, но что сомнение [63] опровергает любую форму субстанциального единства субъективности.

В том пункте, где Декарт обнаруживает достоверность своего бытия в сомнении, там мысль Лакана близка декартовской. Он также находит основание именно там, где сомневается. В этом смысле реконструируемая Лаканом несубстанциальная субъективность это именно языковая субъективность: Популярность к идеям Лакана пришла после разочарования общества в событиях мая года. Она была вызвана особым характером его теории, пытавшейся примирить марксизм и экзистенциализм.

Как этическая доктрина экзистенциализм представляет собой этику индивидуальной ответственности и разумного выбора. Но как теория субъективности экзистенциализм принципиально остается в рамках картезианства.

Структурный психоанализ Жака Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного нарциссизма и комплекса кастрации.

Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка по аналогии с триадой фрейдовской первой топики.

Это и подобные ему заявления Лакана обнажают сердцевину его . которое Лакан объявляет понятием столь же фундаментальным для психологии, каким в свое . Страх перед Другим принимает форму комплекса кастрации.

Будучи практикующим буддистом, я принял участие в зимнем ретрите затворе , проводимом зимой года в международном дзэн буддистском монастыре Вон Кванг Са , расположенным в горном массиве Пилис на севере Венгрии. Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , адаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан .

Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии. Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектаров и включает несколько строений — зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения.

Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений. Проект монастыря ставил целью создание в Центральной Европе международного центра, где последователи школы Кван Ум могли бы получать учение школы от дзэн Мастеров, участвовать в ретритах и жизни монастырской общины — сангхи.

Что нужно знать, чтобы понимать Лакана, да не у кого спросить

Смотреть полностью Структурный психоанализ Ж. Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного нарциссизма и комплекса кастрации. Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка по аналогии с триадой фрейдовской первой топики.

объектом страха, а как раз наоборот – его целью, он пытается защитить себя от . Также понятием беспомощности Лакан обозначает чувства.

Русский Без текстуальных изменений мы представляем вашему вниманию доклад, сделанный на немецком языке 9 мая г. Учитывая способ мышления, царивший в то время в среде далеко не неискушенных слушателей, можно попробовать себе представить, как могли быть тогда здесь восприняты термины, которые в первую очередь были взяты нами из Фрейда например, приводимый в данной статье термин"другая сцена".

Если задним числом [] используем здесь другой такой термин, теперь распространенный в сфере блестящих умов такая попытка окажется невоплотимой, то знайте, - о данных терминах никто в этой среде тогда не имел ни малейшего понятия. Известно, что бессознательный комплекс кастрации выполняет функцию узла: Тут проявляется внутреннее противоречие в принятии на себя человеком своего пола: Как известно, Фрейд в"Болезни цивилизации" приходит к мысли, что с человеческой сексуальностью связано не случайное, но основополагающее нарушение; а в одной из его последних статей говорится, что никакой завершенный психоанализ не устраняет последствий комплекса кастрации в бессознательном мужчины и зависти к пенису в бессознательном женщины.

Это не единственная, но первая апория, которую опыт, открытый Фрейдом, и вытекающая из него метапсихология внесли в наш опыт о человеке.

Влечения по Лакану

Ср Сен 20, Потребность относится к биологическому уровню потребность в пище , то есть она нацелена на конкретный объект и удовлетворяется им. Между ними зазор, трещина.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в ВАДИЬ1РУДНЕВ .

Не доверя эдипальной истории в ее первоначальной версии, Лакан, двигаясь к истокам взаимоотношений субъекта с его ближним, находит инстанцию, которой он дает название Имя-Отца. Уникальность этого имени заключается в том, что под его эгидой делаются возможны как братские, так и сексуальные отношения. Тем не менее, условием его действенности становится сговор, в которой неведомо для себя вступают субъекты, обязуясь во имя мира и согласия никогда не подступаться к тому, что может лежать в основании их желания.

Лекция 20а - Реальность на сгибе 28 февраля Сегодня все еще сильна убежденность в том, что социальная реальность, какой бы многоуровневой она ни была, тем не менее организована как единое поле. Но уже более столетия назад начинает вырисовываться иная структура происходящего, за которой до сих пор пытаются успеть многообразные социологические концепции. Большинство из них продолжают надеяться выстроить непротиворечивую картину, и потому их теории сами в свою очередь становятся невольными представителями той самой структуры, которую они силятся описать.

При этом ход психоаналитической мысли подталкивает к совершенно иной стратегии:

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ

Структурное измерение Бытие-для-других Реальное выступает как некоторое доязыковое бессознательное, опыт до всяких категорий — это тот хаос впечатлений, ощущений, состояний, влечений и чувств, в котором живет новорожденный младенец до того времени, когда под контролем взрослых, под влиянием культуры и при участии языка он начинает выражать свои переживания с помощью знаковых средств - жеста, осмысленных слогов, слов-наименований, слов-понятий и культурных образцов поведения.

В нем открывается главная функция этой стадии — ребенок устанавливает связи между организмом и реальностью через усвоения образа своего тела. Символическое - это структурный уровень языка и социальных отношений.

«Назад к Фрейду!» — так призывал Лакан своих коллег сохранить в виде своеобразных симптомов критики, страха, и т. д., только сейчас постепенно Лакан предлагал вернуть эти понятия, а вместе с ними и психоанализ к.

Поделиться в социальных сетях: О сайте Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью. Случайная книга Роберт Энтони — Хватит думать!

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин

Психоаналитическая школа Психоаналитическая школа — объединение психоаналитиков, близких по своих теоретическим взглядам, клинической технике и этическим принципам. В силу того, что аналитическое знание не может развиваться и распространяться через университетскую, научную или медицинскую систему, школа является оптимальным образованием, в котором — через личный анализ, семинары, картели и клинические ателье — возможно обнаружение знания в его субъективном измерении, исключающее простую передачу от учителя к ученику.

Отличительной особенностью школы является дискурс, содержащий не только теоретические выводы, но и предполагающий особое отношение к субъекту в аналитическом процессе, собственную технику психоанализа и способ осмысления клинического материала и формы работы с ним. Так, например, некоторые школы допускают презентацию клинических случаев внутри рабочей группы, исключая из этого рассмотрения позицию аналитика, тогда как другие признают только супервизорскую практику, считая, что симптом непосредственно связан с переносом, а презентация влечёт разрушение отношений в трансфере, поэтому клинический случай нельзя рассматривать в отрыве от позиции аналитика.

Четыре основные понятия психоанализа» содержит материалы семинара , проведенного Жаком Лаканом в году. лакан.

С по год читал ежегодные семинары в Париже, осуществив значительное влияние на французских интеллектуалов в е и е годы, особенно постструктуралистських мыслителей. Его интердисциплинарное учение основывается на теориях Фрейда и включает такие понятия как бессознательное , комплекс кастрации, Его ; идентификация ; и язык как субъективное восприятие. Теории Лакана относят к критической теории, литературоведения, философии и клинического психоанализа.

В настоящее время термин"реальное" пользовался популярностью среди философских кругов Париж и был детально проработан в работе Эмиля Меерсон на которого Лакан ссылается в своей статье. Меерсон определяет реальное как"онтологический абсолют, как истинное бытие-в-себе". Говоря о реальном, Лакан, следовательно, продолжает установившуюся практику одного из направлений философии начала ХХ века. Однако, хотя начала использования Лакана этого понятия можно отнести к такому установившегося значения, позже этот срок испытывает многочисленных переформулювань и перетлумачень протяжении всей интеллектуальной деятельности Лакана.

Сначала реальное в теории Лакана просто противопоставляется сфере образа, в определенной степени помещает его в область бытия как противовеса видимости.

Ключевые понятия концепта желания Жака Лакана

Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , алаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан . Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии.

Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектар и включает несколько строений - зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения.

Последние возникают, как считает Лакан, вследствие расщепления исходного Понятие страха у Хайдеггера здесь имеет корреляцию с чувством.

Важность этого события для нас состоит в том, что мы вслед за Лаканом, пытаемся искать и вернуть психоанализу утраченные позиции и его настоящий смысл. Появление Лакана в психоаналитической среде знаменовало собой продолжение истории фрейдовского психоанализа. На мой взгляд, именно в наше время и именно в нашей стране лакановский призыв вернуться к Фрейду имеет особую актуальность.

Ведь, очевидно, что психоанализ необыкновенно популярен на нашей территории, можно сказать, что он вызывает к себе не имеющий аналогов интерес, и, совершенно неважно проявляется ли такой интерес в форме критики или в форме намерения использовать в работе психоаналитический метод, — и те и другие попытки, часто оканчиваются неудачей, так как именно отсутствие традиции, и возможности постигать фрейдовскую мысль, характерно для отечественного психоанализа. Нужно признать, что после Фрейда Лакан, стал наиболее значительной и яркой фигурой в психоанализе.

Его по праву можно назвать одним из самых ярких мыслителей века и, хотя Лакан подчеркивал, что он психоаналитик, обращается к психоаналитикам и говорит о психоанализе, его теории оказались востребованными и в этике, и в политике, и в эстетике, и в философии, и в критике. В своих размышления, Лакан настойчиво обращался к самым разным областям знания: Психоанализ для Лакана, как и для Фрейда, не профессия — а искусство.

Здесь царствует неустранимая загадочность, и, видимо, именно ей психоанализ обязан тем исключительным интересом, который приковывает к нему исследователей. Собственно говоря, эту загадку психоанализ ставит в центр того, что может определять человеческую жизнь, все человеческое поведение, и можно сказать, что апелляция к загадочности составляет суть психоанализа.

Лакан, Жак

Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности Краткая справка Лакан Жак — французский психоаналитик, автор структуралистской версии фрейдизма. Основные научные интересы Ж. Лакана были сконцентрированы на рационализации бессознательного, на выяснении роли бессознательного в жизни отдельного человека. Наиболее показательно в этом отношении его учение о личности, построенное в своей значительной части на материалах психоаналитических практик.

Начиная с критики эмпирического ассоциативизма в подходе к человеческой психике, Лакан обращается к экзистенциализму, феноменологическим идеям французского неогегельянства Ж.

По понятие элементарного феномена, выделение различных видов . таким образом в состоянии неуверенности - матери надежды и страха".

Чувство жуткого вселяет в нас не то, что нам незнакомо или чуждо, а то, что было нами пережито, но затем вытеснено в область бессознательного. Говоря о жутком, мы оказываемся в той точке, которая находится на пересечении двух кругов: Эта работа поможет нам прояснить некоторые позиции современного искусства. Мы конструкторы той реальности, которая к нам затем возвращается в качестве некой реальности. Современное искусство и современная фотография в большей степени пытаются совладать с теми травмами, которые сопутствуют рождению и становлению человеческого субъекта.

И это рождение и становление человеческого субъекта сопровождается не только радостью, счастьем и весельем, но и тем аффектом, который Фрейд называет разменной монетой всех аффектов: Фрейд говорит о том, что любой аффект — любовь, вина, ревность — в любой момент готовы трансформироваться и превратиться в страх. Фрейд выделяет из страха некоторую область, которую называет областью жуткого. Жуткое — это одна из форм проявления страшного, одна из форм проявления страха.

В каком-то смысле я бы сказал, что нет такого искусства, которое не было бы жутким. То есть если все доводить до крайности, то любое искусство, даже если это прекрасная картина Ренуара или замечательная фотография Мэпплторпа, так или иначе содержит в себе фигуру жуткого. Здесь мы видим фигуру удвоения:

LACAN, NOUS ET LE RÉEL -10- Christian Dubuis Santini -Multisub-21/05/2017